Тишина в классе: почему она нужна и как её добиться

Тишина в классе: почему она нужна и как её добиться

Учителя не зря требуют идеальной тишины на уроках: высокий уровень шума снижает концентрацию внимания и ухудшает когнитивные функции. Согласно санитарным нормам, шумовой фон в школе должен составлять 40 дБ в классе и 55 дБ в спортзале. Но соблюдаются ли данные нормы на практике? И как справиться с их нарушением в современной школе? Давайте посмотрим.

Что говорят исследования

К сожалению, официально вопрос шумового загрязнения в школе не изучен. Зато сами школьники внимательно рассматривают данный аспект обучения в своих исследованиях.

Так, в своей работе учащийся Щелчков Д.Е. (МОУ СШ №56 Кировского района Волгограда) приводит измерения уровня шума в различных помещениях школы во время уроков и перемены. Замеры производились трижды, с перерывом в неделю, с помощью шумомера AR844.

В итоге средний уровень шума за три недели достиг отметки:

  • в классе, при самостоятельной работе – 46 дБ;
  • в классе, при опросе учащихся – 58 дБ;
  • в классе, при объяснении учителя – 65 дБ;
  • в спортзале, при разминке – 78 дБ;
  • в спортзале, при подвижных играх – 81 дБ;
  • в столовой начальной школы – 63 дБ;
  • в столовой средней школы – 68 дБ;
  • в коридоре, во время перемены– 75 дБ;
  • в библиотеке, во время перемены – 40 дБ.

Таким образом, рекомендованные нормы шума превышены практически во всех помещениях школы.

Щелчков Д.Е. также провел анкетирование учеников и учителей, которое показало, что:

  • 66% учителей и 40% школьников отвлекают посторонние звуки на уроке (разговор в коридоре, телефонные звонки, разговоры, шум ближайшей дороги и т.д.);
  • 60% учителей и 30% школьников испытывают дискомфорт из-за шума на переменах (топота, смеха, криков);
  • 73% учителей и 38% школьников отметили негативное влияние шума на свое состояние. Они жаловались на головные боли, общее утомление, раздражительность.

Исследование наглядно показывает вред шумового загрязнения в школе. Этот вывод подтверждается и другими самостоятельными исследованиями российских школьников. Средний уровень шума на уроках в классе достигает 55 дБ, на перемене – 60-70 дБ, а на уроках физкультуры в спортзале – 80 дБ и выше.

Ситуация усугубляется из-за постоянного воздействия шума. Ведь учащиеся проводят в школе несколько часов, а учителя – полный рабочий день. При таком длительном воздействии может возникнуть целый спектр психологических и медицинских проблем, от перманентного чувства усталости до неврологических заболеваний.

Вывод: современной школе нужна тишина.

Что делать?

В своей работе Щелчков Д.Е. предлагает провести с учащимися школы беседу о вреде шумового загрязнения. Однако этого может быть недостаточно: иногда причиной повышенного шумового фона является не поведение учеников, а недостаточная шумоизоляция. За последние десятилетия уровень шумового загрязнения существенно вырос за счет индустриальных факторов: увеличенное количество транспорта, всеобщая компьютеризация, распространение мобильных телефонов и автономных аудиоустройств. Но большинство школьных зданий рассчитаны на уровень шума двадцатилетней давности, потому не справляются с новыми особенностями звуковой среды. Кроме того, следует учесть естественный износ строительных материалов. Он также приводит к ухудшению звукоизоляции в отдельных помещениях.

Поэтому лучшим способом изолировать класс от внешнего шума или эха является установка шумоизолирующих материалов. Они подбираются индивидуально, в зависимости от специфики помещения. Например, поверхности спортзала нуждаются в вибропоглощении, так как это помещение – источник ударного и структурного шума. Нелишними будут и звукопоглощающие материалы: по спортивным залам часто «гуляет» эхо, звуки искажаются и становятся гулкими. При правильной комбинации материалов можно убрать негативные эффекты, снизить шум и в самом спортзале, и за его пределами. Это особенно актуально для залов, находящихся не в отдельном здании или крыле, а непосредственно на первом этаже школы.

Звукопоглощение будет полезно и для музыкальных классов. Здесь также часто возникает эффект эха: звук отражается от различных поверхностей (например, оконных стекол) и искажается. Это негативно отражается на качестве звучания музыкального инструмента. Специальные материалы для коррекции звука решат эту проблему.

Настенная звукоизоляция обычных классов может выполняться с помощью профильных конструкций, которые применяются для шумоизоляции жилых домов. Они состоят из нескольких материалов с различными характеристиками. В комплексе эти материалы дают защиту от всех типов шумов: воздушного (голоса, крики), ударного (вибрации от ударов мяча, ходьбы на втором этаже) и структурного (образуется из первых двух типов шумов).

Например, стандартная звукоизоляция от «Стандартпласт» включает:

  • металлические сурдопрофили, то есть несущие элементы;
  • «СтройАкцент» – звукоизоляционный материал для нейтрализации воздушных шумов;
  • ConvoLite – звукопоглощающий материал для рассеивания звука и устранения структурных шумов;
  • NoiseBlock panel – дополнительная звукоизоляция, которая усиливает шумоизоляцию и гасит абсолютно любой звук, не позволяя ему «гулять» по смежным помещениям;
  • Noiseblock 2A – вибродемпфирующая мембрана;
  • гипсокартон в качестве наружного слоя.

Также рекомендуется позаботиться о звуко- и виброизоляции пола и потолка. Эти поверхности также являются источниками и распространителями различных шумов, в частности, структурных. Проблема особенно актуальна для двухэтажных зданий: при отсутствии виброизоляции пола на втором этаже каждый звук, от шагов до падения предметов, будет усиливаться и «транслироваться» на первый этаж.

Качественная звукоизоляция – лучший путь к тишине в классе и повышению продуктивности и школьников, и учителя.


Возврат к списку