Тишина в классе: почему она нужна и как её добиться
Учителя не зря требуют идеальной тишины на уроках: высокий уровень шума снижает концентрацию внимания и ухудшает когнитивные функции. Согласно санитарным нормам, шумовой фон в школе должен составлять 40 дБ в классе и 55 дБ в спортзале. Но соблюдаются ли данные нормы на практике? И как справиться с их нарушением в современной школе? Давайте посмотрим.
Что говорят исследования
К сожалению, официально вопрос шумового загрязнения в школе не изучен. Зато сами школьники внимательно рассматривают данный аспект обучения в своих исследованиях.
Так, в своей работе учащийся Щелчков Д.Е. (МОУ СШ №56 Кировского района Волгограда) приводит измерения уровня шума в различных помещениях школы во время уроков и перемены. Замеры производились трижды, с перерывом в неделю, с помощью шумомера AR844.
В итоге средний уровень шума за три недели достиг отметки:
- в классе, при самостоятельной работе – 46 дБ;
- в классе, при опросе учащихся – 58 дБ;
- в классе, при объяснении учителя – 65 дБ;
- в спортзале, при разминке – 78 дБ;
- в спортзале, при подвижных играх – 81 дБ;
- в столовой начальной школы – 63 дБ;
- в столовой средней школы – 68 дБ;
- в коридоре, во время перемены– 75 дБ;
- в библиотеке, во время перемены – 40 дБ.
Таким образом, рекомендованные нормы шума превышены практически во всех помещениях школы.
Щелчков Д.Е. также провел анкетирование учеников и учителей, которое показало, что:
- 66% учителей и 40% школьников отвлекают посторонние звуки на уроке (разговор в коридоре, телефонные звонки, разговоры, шум ближайшей дороги и т.д.);
- 60% учителей и 30% школьников испытывают дискомфорт из-за шума на переменах (топота, смеха, криков);
- 73% учителей и 38% школьников отметили негативное влияние шума на свое состояние. Они жаловались на головные боли, общее утомление, раздражительность.
Исследование наглядно показывает вред шумового загрязнения в школе. Этот вывод подтверждается и другими самостоятельными исследованиями российских школьников. Средний уровень шума на уроках в классе достигает 55 дБ, на перемене – 60-70 дБ, а на уроках физкультуры в спортзале – 80 дБ и выше.
Ситуация усугубляется из-за постоянного воздействия шума. Ведь учащиеся проводят в школе несколько часов, а учителя – полный рабочий день. При таком длительном воздействии может возникнуть целый спектр психологических и медицинских проблем, от перманентного чувства усталости до неврологических заболеваний.
Вывод: современной школе нужна тишина.
Что делать?
В своей работе Щелчков Д.Е. предлагает провести с учащимися школы беседу о вреде шумового загрязнения. Однако этого может быть недостаточно: иногда причиной повышенного шумового фона является не поведение учеников, а недостаточная шумоизоляция. За последние десятилетия уровень шумового загрязнения существенно вырос за счет индустриальных факторов: увеличенное количество транспорта, всеобщая компьютеризация, распространение мобильных телефонов и автономных аудиоустройств. Но большинство школьных зданий рассчитаны на уровень шума двадцатилетней давности, потому не справляются с новыми особенностями звуковой среды. Кроме того, следует учесть естественный износ строительных материалов. Он также приводит к ухудшению звукоизоляции в отдельных помещениях.
Поэтому лучшим способом изолировать класс от внешнего шума или эха является установка шумоизолирующих материалов. Они подбираются индивидуально, в зависимости от специфики помещения. Например, поверхности спортзала нуждаются в вибропоглощении, так как это помещение – источник ударного и структурного шума. Нелишними будут и звукопоглощающие материалы: по спортивным залам часто «гуляет» эхо, звуки искажаются и становятся гулкими. При правильной комбинации материалов можно убрать негативные эффекты, снизить шум и в самом спортзале, и за его пределами. Это особенно актуально для залов, находящихся не в отдельном здании или крыле, а непосредственно на первом этаже школы.
Звукопоглощение будет полезно и для музыкальных классов. Здесь также часто возникает эффект эха: звук отражается от различных поверхностей (например, оконных стекол) и искажается. Это негативно отражается на качестве звучания музыкального инструмента. Специальные материалы для коррекции звука решат эту проблему.
Настенная звукоизоляция обычных классов может выполняться с помощью профильных конструкций, которые применяются для шумоизоляции жилых домов. Они состоят из нескольких материалов с различными характеристиками. В комплексе эти материалы дают защиту от всех типов шумов: воздушного (голоса, крики), ударного (вибрации от ударов мяча, ходьбы на втором этаже) и структурного (образуется из первых двух типов шумов).
Например, стандартная звукоизоляция от «Стандартпласт» включает:
- металлические сурдопрофили, то есть несущие элементы;
- «СтройАкцент» – звукоизоляционный материал для нейтрализации воздушных шумов;
- ConvoLite – звукопоглощающий материал для рассеивания звука и устранения структурных шумов;
- NoiseBlock panel – дополнительная звукоизоляция, которая усиливает шумоизоляцию и гасит абсолютно любой звук, не позволяя ему «гулять» по смежным помещениям;
- Noiseblock 2A – вибродемпфирующая мембрана;
- гипсокартон в качестве наружного слоя.
Также рекомендуется позаботиться о звуко- и виброизоляции пола и потолка. Эти поверхности также являются источниками и распространителями различных шумов, в частности, структурных. Проблема особенно актуальна для двухэтажных зданий: при отсутствии виброизоляции пола на втором этаже каждый звук, от шагов до падения предметов, будет усиливаться и «транслироваться» на первый этаж.
Качественная звукоизоляция – лучший путь к тишине в классе и повышению продуктивности и школьников, и учителя.
Остались вопросы?
Получи бесплатную консультацию эксперта
Добавить перегородку
Заказать расчет
Отправьте информацию о проекте, и мы подготовим для вас индивидуальный расчет.
Спасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено. Персональный менеджер свяжется с вами в ближайшее время